Диагностика нарушений

Войта - диагностика   - система, позволяющая достоверно выявить нарушения двигательного (моторного) развития ребёнка. Сильная сторона Войта-диагностики: она позволяет выявить паталогию уже в первые дни жизни человека, до того, как признаки этой патологии стали видны!

Вацлав Войта составил диагностические таблицы, благодаря чему процесс диагностирования нарушений в развитии стал более удобным и простым для специалиста, а значит еще более эффективным. 

Основанная на постуральной реактивации, т.е.  на  бессознательной способности туловища реагировать на все изменения положения тела, преодолевая силу тяжести. Во время диагностики оценивают самую первую реакцию.

1. И.п. - ребенок лежит на спине, голова по средней линии. Кладем указательные пальцы в кулачки ребенка, остальными придерживаем  лучезапястные суставы и, потягивая за руки,  поднимаем туловище ребенка на    45 градусов.
Ожидаемые реакции:

  • 0- 6 нед.- голова запрокинута;

           

  • 6 нед.-3мес.- туловище поднимается вместе с головой (голова и туловище на одной линии);

    

  • 4-6мес.- голову поднимает впереди туловища, подтягивает ножки;

    

  • 7-9 мес.- голова ровно с туловищем, руки полусогнуты, ноги разгибаются и находятся над поверхностью;

           

  • 9 мес. и старше- подтягивается на руках, ноги выпрямлены, пятки лежат на столе.

     

2. И.п.- ребенок лежит на животе. Подкладываем свою руку под живот и поднимаем ребенка.
Ожидаемые реакции:

  • 0-6 нед.- голова ребенка свешена вниз, позвоночник круглый;

           

  • 6нед.- 6 мес.- ребенок пытается удерживать голову и выпрямлять позвоночник;

      

  • с 6 мес.- голова и позвоночник на одной линии, ноги согнуты под 90 градусов;

     

 

3. И.п.- ребенок лежит на животе. Берем ребенка с боков в области подмышек и поднимаем вверх. Оцениваем ноги.

  • 0-3 мес.- ноги свободно висят внизу;

           

  • 3-6 мес.- ноги подтянуты;

     

  • с 7 мес.- ноги  как  на опоре.

     

4. И.п.- ребенок лежит на животе.  Берем ребенка с боков и поднимаем с  поворотом на бок. Делаем с двух сторон. Оцениваем руки и ноги.

  • 0-10 нед.- верхняя нога идет вперед и перекрещивается через нижележащую ногу, руки согнуты;

     

  • 10-20 нед.- обе ноги согнуты;

     

  • 4-7мес.- ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах и разведены, стопы  развернуты внутрь;

           

  • 7-9 мес.- ноги вытянуты перед телом, согнуты в тазобедренном суставе, сгибание в колене уменьшается. Руки первоначально согнуты, затем  вытягиваются вперед и отводятся от тела.

     

  • с 9 мес.- верхние рука и нога вытянуты и отведены, нижняя нога тянется к опоре.

    

5. И.п.- ребенок лежит на боку. Одной рукой берем ребенка в области плечевого сустава, другой- в области тазобедренного сустава и поднимаем. Оцениваем реакцию нижележащих конечностей.

  • 0-6 нед.- свободная рука показывает Moрo-подобный образец «объятия»;

     

  • 7-10 нед.-  в свободной руке Moрo-подобный образец отведения  и вытягивания;
  • 10-12 нед.- наблюдается легкое сгибание в руке;

     

  • 4-6 мес.- нога согнута по оси туловища, рука на опоре, предплечье повернуто внутрь;

     

  • с 6 мес. – ребенок опирается на руку и ногу.

     

6. И.п.- ребенок  лежит на спине, ногами к вам, голова ровно по середине. Берем малыша за бедра (1-4 пальцы - сверху, большой палец – снизу) и поднимаем за две ноги вверх. Оцениваем реакцию рук.

  • 0-6 нед.- руки вытянуты вперед;

     

  • 7 нед.-3 мес.- руки вытянуты в стороны;

           

  • 3-6 мес.- руки вытянуты по косой над головой;

     

  • 6-9 мес.-  руки полностью подняты над головой, шея вытянута;

     

  • с 9 мес.-  ребенок активно пытается зацепиться  руками за руки инструктора.

     

7. И.п.- как в предыдущей реакции. Поднимаем за одну ногу, другую оцениваем. Затем наоборот.

  • 0-6 мес.- свободная нога принимает согнутое положение в бедре, колене и голеностопе;

     

  • с 7 мес.- свободная нога выпрямляется в колене, бедро остается согнутым.

     

 

Как оценивать полученные результаты?
Если 1-2 реакции из семи не соответствуют возрасту – это не страшно, но надо за этим следить.
Если две-четыре реакции не соответствует возрасту необходим тщательный контроль за ребенком со стороны специалистов.

Если больше четырех  реакций не соответствует возрасту, значит у ребенка плохая постуральная моторика и необходима Войта-терапия.