Часто задаваемые вопросы

Обложка книги

(из книги Heidi Orth "Das Kind in der Vojta-Therapie")

  1. Нашему ребенку показана Войта-терапия, и нам сказали, что мы должны проводить терапию с      ребенком дома. Что ожидается от нас, родителей?

   Для успешной Войта-терапии требуется, как правило, активная, совместная с родителями работа.    Родители получают соответствующие инструкции для проведения терапии дома. Без этой совместной  работы цель терапии будет достигнута лишь частично.

  2. Почему я должна заниматься со своим ребенком ежедневно  4 раза в день?

  Потому что после каждого занятия с ребенком  через 3-4 часа наступает так называемая «разрядка».     Доступ к генетически заложенным двигательным программам стабилизируется именно при таком подходе к занятиям.  Это проявляется в непроизвольной спонтанной активности, например,  улучшение  хватательной функции, речи или ходьбы.

3. Почему мой ребенок кричит, когда я с ним занимаюсь?

Это так называемый активируемый крик.  Ребенок вынужден много работать, а ему хотелось бы делать что-то другое. Кроме того, тело должно оставить привычные позы и выполнить новые незнакомые движения.

Очень важно внимательно слушать, как Ваш ребенок плачет, и что он во время этого крика делает, чтобы Вы могли реагировать соответствующим образом.

4. Не причинит ли терапия боль моему ребенку?

Правильно выполненная терапия, адаптированная к потребностям ребенка, не должна вызывать боль. Наоборот, боль противопоказана, поскольку она блокирует передачу информации в центральную нервную систему.

5. Могут ли родители обучиться Войта-терапии?

Да, могут! Большое количество мам и пап уже успешно занимаются Войта-терапией со своими детьми.  Терапевты направляют их работу. Совершенства исполнения от родителей не требуется.

6. Должен ли ребенок сознательно участвовать в Войта-терапии?

Сознательным участием ребенка является то, что он понимает свою роль в терапии. В зависимости от возраста это понимание отличается. К осознанному участию также относится такое поведение, когда ребенок готов работать вместе, а не против терапевта/родителей.

Также участие ребенка в его активном восприятии. Ребенок чувствует, слушает и мгновенно реагирует.

Младенец осознает свое участие через определенный ритуал, голос матери/терапевта, прикосновения, ведение руками взрослых.

Школьник может  больше, к его соответствующим возрасту задачам, например, относится подготовка к терапии: раздеться и одеться снова после лечения. Он может напомнить начальные позиции и упражнения. Ребенок школьного возраста  может также в соответствии с его возможностями рассказать о своих новых навыках и занятиях дома.

7. Вреден ли для ребенка вопрос: “Ты не хочешь заниматься?»

Ребенок еще не в состоянии оценить масштабы и возможные последствия его двигательных расстройств. Поэтому он не может оценить правильность решения: лечиться или нет. 
Тем не менее, ребенок в своем поведении ориентируется на родителей. В Войта-терапии ребенок может учиться вместе с ними выполнять задания.
Если родители убеждены, что двигательные расстройства ребенка лучше лечить при помощи Войта- терапии, их ребенок будет принимать терапию. 
Важно с любовью выражать свое отношение к занятиям и честно комментировать действия ребенку, а также хвалить его за отличную работу. В таком случае ребенок будет выдерживать терапию хорошо. И с каждым разом, возможно, все лучше и лучше. (Kuo, H.T.; Papoucek, M.)


10. Могу ли я вызвать, в том числе, неправильные движения во время занятий Войта-терапией?

Да, но только в том случае, если неправильные движения не будут замечены и будут закреплены во время занятий. Именно поэтому так важен регулярный контроль вашего Войта-терапевта. Терапевт учит вас отличать неправильные движения от правильной ответной реакции.

11. Почему так важно заниматься дома? Может быть я буду лучше почаще приходить на занятия к терапевту?

Существуют разные причины, по которым важны занятия дома. Одна из этих причин заключается в том, что уже давно было замечено, что домашняя обстановка помогает восприятию терапии как чего-то само собой разумеющегося. Это значительно помогает ребенку согласиться на занятия и принять терапию. Кроме этого, для эффективности терапии очень важно заниматься несколько раз в день. И несколько раз в день приходить на прием к Войта-терапевту невозможно по экономическим причинам и часто из-за нехватки времени.

12. Как мне реагировать на ревность другого ребенка, который специально мешает проведению домашних упражнений?

Опыт показывает, что эту ситуацию можно облегчить, если вовлечь второго ребенка в процесс проведения терапии. Детям можно дать маленькие задания, которые показывают насколько важна их помощь, насколько они важны для родителей. Кроме этого, рекомендуется даже некоторые упражнения делать специально со вторым ребенком, который ревнует, и выделять определённое время в течение дня для игры только с ним.

13. Как мне мотивировать своего ребенка к участию в терапии?

В первую очередь за счет того, что вы регулярно проводите упражнения и искренне хвалите своего ребенка, когда он действительно старается. В этом случае терапия является привычной, нормальной составляющей дня, точно также, как регулярная личная гигиена и уход за телом.


14. Как мне убедить своего мужа и дедушку с бабушкой? Они говорят, все само уляжется.

Если вы живете вместе с дедушкой и бабушкой или часто с ними обсуждаете необходимость Войта-терапии, то вы их тоже можете пригласить на занятия с терапевтом. Наша рекомендация: организуйте два отдельных занятия. Один раз Войта-терапия в присутствии бабушки и дедушки, а другой раз в присутствии мужа.
Настаивайте на том, чтобы ваш муж сопроводил вас на занятия к Войта-терапевту. В этой ситуации ваш муж скорее будет вынужден критически проанализировать насколько у ребенка нарушены движения. Кроме этого, он сможет задать терапевту свои конкретные вопросы.

19.Для моего ребенка Войта-терапия - это напряженные занятия. Не слишком ли много в этом напряжения для молодого организма и для неустойчивой детской психики?

Терапия требует от ребенка только то, что ребенок в состояние выполнить. Это значит, что требования, которые предъявляются к ребенку, рассчитаны на его возможности. Самое важное - это то, чтобы ребенок научился справляться с самим принципом требования и начал эти требования выполнять. Если Вы уверенны в том, что требования терапии приносят положительные результаты, то Ваш ребенок станет намного сильнее (как в физическом, так и в психическом смысле).

20. Являются ли точки, через которые Вы стимулируете движения, акупунктурными точками?

Нет, активируемые зоны не являются теми точками, которые используются в иглоукалывании. Иногда однако бывает так, что акупунктурные точки находятся очень близко от активируемой зоны.

21.Я уже некоторое время занимаюсь со своей дочкой Войта-терапией. Раньше у нее руки и ноги всегда были влажные и холодные и кожа была как мраморная. После занятий руки и ножки всегда становятся сухими и тёплыми. Как это происходит? Ведь ребенок во время занятий все время напрягается.

Один из результатов Войта-терапии - это активирование вегетативной нервной системы. Улучшение работы тесно связано с улучшением кровообращения. Если кожа приобретает розовый оттенок, это показывает что кровообращение достигло верхнего слоя кожи. Благодаря улучшению кровоснабжения руки и ноги становятся теплыми и сухими.

22. Почему у ребенка во время занятий меняется голос? 

Войта-терапия регулирует и улучшает дыхание. Так как голос непосредственно связан с дыхательным аппаратом, то при улучшении дыхания изменяется и голос ребенка.

23.Почему перед сном не рекомендуется заниматься Войта-терапией?

После окончания занятий мы рекомендуем оставить ребенку свободное время для того, чтобы он смог испробовать новые движения или новый порядок движений. Именно поэтому мы рекомендуем оставить примерно один час между занятиями и началом укладывания спать.

24. Почему во время Войта-терапии движение часто не допускается? 

Потому что благодаря сопротивлению против активированного движения усиливаются и улучшаются сами образцы движений.

25. Почему необходимо держать голову, руки и ноги во время упражнений? 

Потому что необходимо определенное исходное положение, чтобы центральная нервная система получила первую информацию для поиска правильной программы движений. При этом положение головы особенно важно, так как именно положение головы определяет передачу сигнала в спинной и в головной мозг о том, каким порядком / какой схемой движений необходимо ответить на стимул.

26. Как долго должно продолжаться одно занятие Войта-терапией?

Продолжительность занятия зависит от возраста, индивидуальной чувствительности и от предельно допустимой нагрузки. Нагрузка может быть увеличена, если занятия проводятся регулярно. Общее состояние пациента, его самочувствие всегда должно учитываться. Это, в первую очередь, относится к недоношенным детям и к грудным детям. Старайтесь избежать перегрузку, слишком сильная рефлекторная локомоция может быть вредной.

27. Почему мой ребенок (грудной ребенок) во время занятий так хорошо глотает, что я даже это слышу. В обычное время ему это трудно.

Активирование глотательных мускулов - одной из естественных моделей последовательности движений - одна из целей рефлекторной локомоции во время Войта-терапии.

28. Это очень плохо, если я иногда могу позаниматься только 2-3 раза в день?

Если речь идет о Войта-терапии для младенца, то это должно быть исключением. Иначе цель терапии в некоторых случаях не удается достигнуть. (Т.е. нужно заниматься 4 раз в день, если ребенок грудного возраста)

29. Почему занятия Войта-терапией утром даются труднее всего?

Длительная ночная пауза ведет к тому, что успех прошедшего дня немного "ржавеет", т.е. ребенок теряет ночью часть достигнутой подвижности. Если Вы в течение дня занимаетесь каждые четыре часа, то схема движений вновь становится более активной, организм запоминает ее на более длительное время. При втором/ третьем/ четвертом занятии добавляется новая активация движений. Центральной нервной системе становится легче и легче передавать стимулирующую информацию.

31. Если мы сейчас пройдем курс Войта-терапии, можем ли мы быть уверенными в том, что у нашего ребенка в будущем не будет остаточных явлений по ограничению двигательных функций?

К сожалению, такое обещание дать невозможно. Успех терапии зависит от многочисленных факторов. Например, от того, в каком возрасте ребенок начал занятия Войта-терапией, насколько повреждена нервная система, а это значит насколько возможно активировать двигательные рефлексы. На результаты занятий сильно влияет регулярность занятий. Решающий фактор успеха терапии заключается в том, насколько ребенок использует открывшееся для него программы движений в своей спонтанной моторике. 

Как правило в результате занятий Войта-терапией удается значительно уменьшить ограничения двигательных функций ребенка.

32. Возможно ли будет достичь лучших результатов, если мы будем заниматься больше 4 раз в день?

Нет, не возможно. Исследования и практика показали что 4 занятия в день приводят к наилучшим результатам. Ребенку необходимо свободное время между занятиями, для того чтобы попробовать использовать новые возможные программы движений в спонтанной моторике.

34. Нашему ребенку сейчас 3 месяца. К сожалению, во время еды он очень часто захлёбывается. Мы это себе объясняем тем, что ему трудно координировать одновременно процессы дыхания и глотания. Наши терапевты объяснили нам, что мы можем с помощью рефлекторного передвижения (рефлекторной локомоции во время Войта-терапии) улучшить координацию этих процессов. Как Вы считаете, можно и нужно ли кормить ребенка сразу после занятий Войта-терапией?

Кормление ребенка после занятий - это очень хорошая идея. Благодаря Войта-терапии действительно улучшается координация глотания и дыхания. И самое главное - ребенок может сразу использовать свои новые умения и достижения во время еды.
(из книги "Heidi Orth "Das Kind in der Vojta-Therapie")